Первые результаты и перспективы экспертного семинара по вопросам развития общего образования в РАНХиГС и регионах России

Первые результаты и перспективы экспертного семинара по вопросам развития общего образования в РАНХиГС и регионах России

 

Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Фонда поддержки образования провел 25 марта 2016 г. экспертный семинар «Роль системы образования в развитии субъектов Российской Федерации».

Открывая мероприятие проректор РАНХиГС Максим Назаров отметил  заинтересованность Академии в организации сотрудничества с экспертным сообществом при обсуждении вопросов управления и экономики общего и дошкольного образования в контексте реализации  решений, принятых по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося в декабре 2015 г.

Заместитель президента Фонда поддержки образования Алексей Федоров из студии в Санкт-Петербурге представил более двадцати площадок в регионах России, на которых в рамках программы «Гимназический союз России» собрались для участия в работе семинара руководители и эксперты органов управления образованием, институтов повышения квалификации, вузов и образовательных организаций, представляющих федеральные округа России.

Семинар открыла директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, которая в ходе выступления по теме «Экономика школы – современное состояние и перспективы развития» вынесла на обсуждение ряд вопросов, в том числе:

ü  Различные мониторинги общего образования – как они совмещаются и какая картина школы и системы образования из них прорисовывается?

ü  Как понимать эффективность общего (школьного) образования?

ü  Как оценивают ситуацию в школьном образовании участники образовательного процесса – директора школ, учителя, родители учащихся?

ü  Как оценивать состояние региональной системы образования?

ü  Можно ли сравнивать системы образования субъектов Российской Федерации?

ü  Можно ли прогнозировать развитие экономики и финансов региональной системы образования и на какой основе? Как меняется восприятие региональных систем общего образования?

Разработанный социологический инструментарий и результаты проведенных социологических исследований по рассматриваемой тематике в ряде регионов России представила в своём докладе «О социально-экономическом значении повышения оплаты труда учителей» заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС д.э.н. Елена Авраамова.

Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС д.т.н. Владимир Куклин представил результаты исследования «Оценка состояния региональных систем образования», а также разработанные Центром «Формы представления информации о состоянии региональных систем образования» и модель информационного бюллетеня «Сравнительная оценка региональных систем образования», создаваемого для каждого субъекта Российской Федерации. Одним из представленных экспертом выводов является заключение о том, что процесс реализации ФЗ № 273 зачастую не сопровождается одновременной коррекцией в части приведения статистических форм отчётности в соответствие с новыми условиями функционирования образовательных организаций.

Ведущий научный сотрудник Центра д.э.н. Сергей Беляков выступил с докладом «Разработка прогноза развития дошкольного и общего образования» в котором был представлен: анализ демографической ситуации — динамика и прогноз численности населения в возрастных группах 1—6 и 7—17 лет;  анализ и прогнозирование численности обучающихся в организациях дошкольного и общего образования; анализ и прогнозирование численности педагогических работников в организациях дошкольного образования и учителей в организациях общего образования; анализ и прогнозирование расходов консолидированного бюджета на дошкольное и общее образование. Для апробации методологии прогнозирования были разработаны прогнозы для систем дошкольного и общего образования Алтайского края, Республики Карелия, Москвы и Московской области, других субъектов Центрального федерального округа, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, Челябинской области. Апробация показала хорошую применимость разработанной методологии прогнозирования на период не менее 5—7 лет для федерального и регионального уровней.

Вниманию экспертов была представлена выпущенная в издательстве «Дело» РАНХиГС книга «Общее образование: мониторинг эффективности» http://www.ifap.ru/library/book568.pdf, содержащая анализ результатов двух волн проведенного РАНХиГС в 2013 и 2014 гг. мониторинга повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования. Исследования были проведены в регионах, дифференцированных по критерию социально-экономического развития —- Воронежской, Ивановской, Свердловской областях и в городе Москве. В 2015 прошла третья волна мониторинга, в 2016 гг. исследование продолжается.

Также вниманию экспертного сообщества был представлен «Дайджест новостей политики и экономики образования», выпускаемый ЦЭНО в формате еженедельного электронного информационного обзора новостей и событий.

Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина высказала ряд критических замечаний и внесла ряд предложений по содержательным вопросам представленных исследований. В частности, остановившись на анализе официального показателя в статистике численности обучающихся, не получивших аттестат о среднем образовании, который составляет величину значительно ниже 0,1%, эксперт НИУ ВШЭ отметила, что представители КПРФ заявляют о трех миллионах несовершеннолетних россиян, уклоняющихся от получения образования. Указанный значительный разрыв в данных требует определенности и уточнения.

Ректор Института образовательной политики «Эврика», главный редактор журнала «Перемены» Александр Адамский и ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов в своих выступлениях также сделали ряд критических замечаний в части сомнительности применения существующих официальных статистических показателей в приложении к оценке состояния региональных систем образования, но заявили о необходимости  и ценности проводимых ЦЭНО исследований и готовности к дальнейшему сотрудничеству.

Старший научный сотрудник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации к.э.н. Инна Каракчиева отметила важность проведения мониторинга эффективности школы и подчеркнула необходимость развития дальнейшего сотрудничества представителей экспертного сообщества.

Председатель Подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Баяхчан отметила актуальность данного экспертного семинара и заинтересованность структур всех 176 территориальных ТПП регионов России в сотрудничестве с РАНХиГС в рассматриваемой области. По мнению эксперта, современная школа должна готовить будущих граждан своей страны, способных ответить на новые вызовы времени, а это требует совершенствования существующего статистического аппарата. Для того, чтобы понять, как должна развиваться экономика школы необходимо получить объективную картину о структуре расходов системы общего образования.

Руководитель проекта “Социальный навигатор” Международного информационного агентства «Россия сегодня» Наталья Тюрина заявила о готовности к сотрудничеству по разработке доступного для понимания всех участников образовательного процесса контента по тематике проведенного ЦЭНО РАНХиГС исследования и его распространения, а также проведения информационных мероприятий с использованием возможностей МИА «Россия сегодня».

Исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Школьный сайт», генеральный директор ЗАО «Е-Паблиш» Дмитрий Баландин в своём выступлении «Роль ИКТ в управлении общим и дошкольным образованием в контексте реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации» остановился на вопросах использования возможностей мониторинга в ходе реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 58 и приказа Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 г. Сегодня «Школьный сайт» работает более чем с 12,5 тыс. школ России и готов к сотрудничеству.

В работе экспертного семинара приняли участие также заместитель руководителя Аппарата Комитета по образованию Государственной Думы Алексей Майоров, представители Российской академии образования, ряда профильных вузов и научных центров, филиалов РАНХиГС, профильных СО НКО.

Аудитория экспертов «Гимназического союза России» в регионах страны (Орел,  Тольятти, Урюпинск и др.) подготовила и задала экспертам РАНХиГС ряд вопросов и внесла предложения по организации сотрудничества в области практического приложения методологических разработок рассматриваемого проблемного поля и подготовки «дорожной карты» сотрудничества школы, региональных органов управления образования, профильных СО НКО с РАНХиГС и её филиалами, как экспертными структурами.

Например, в Орле на площадке гимназии № 39 собрались представители руководства органов управления региона и города Орла – Татьяна Патова и Елена Скульбеда, эксперты Орловского института развития образования – Эльвира Сальникова, Лилия Тимофеева, Лариса Савченко и Наталья Кандыкова, директора образовательных организаций Орла и Орловской области, учителя гимназии № 39. Орловские эксперты отметили, что в выступлениях были затронуты важные, злободневные и животрепещущие вопросы: система оплаты труда работников образования, механизмы финансирования образовательных организаций, причем проведенный прогноз развития  экономики и финансов представляет для практики реальный интерес, как и проанализированная динамика демографической ситуации на уровне регионов.

В лицее города Урюпинска Волгоградской области собрались эксперты, представляющие весь муниципальный срез системы образования, и их больше интересовала разработка муниципальной модели мониторинга эффективности образования.

Результаты мероприятия подвели в Москве Татьяна Клячко, а в Санкт-Петербурге – Алексей Федоров, заявившие о необходимости дальнейшего развития сотрудничества по разработке методологии мониторинга эффективности общего и дошкольного образования, а также внедрения разработанных моделей в практику образовательной деятельности.

Запись опубликована в рубрике Новости Фонда, Совещания и встречи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий