Курс предназначен для юных журналистов, фотографов, редакторов, дизайнеров и их кураторов-педагогов «Гимназического союза России». По окончании всем слушателям курса Фонд выдаст сертификаты, а самые талантливые станут аккредитованными журналистами и фотокорреспондентами проекта «Издательский дом».
В рамках курса запланировано 10 занятий в течение всего 2015-2016 учебного года.
Программа курса видео-занятий для редакций школьных СМИ.
Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
1 | Основные понятия и участники издательского дела и редакционной деятельности
|
1 | 6 октября 2015 | |
2 | Структура современных средств масс-медиа. Корпоративная пресса
Конкуренция на рынке печатных СМИ. Как продвигать свое издание? |
0,5
0,5 |
В период 19-23 октября 2015 | В одном занятии – две темы |
3 | Что такое качественная пресса? Основные принципы ее создания
«Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок. Часть 1 |
0,5
0,5 |
В период 9-13 ноября 2015 | В одном занятии – две темы |
4 | «Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок. Часть 2 | 1 | В период 23-27 ноября 2015 | |
5 | Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика. Часть 1 | 1 | В период 7-11 декабря 2015 | |
6 | Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика. Часть 2 | 1 | В период 18-22 января 2016 | |
7 | Профессия журналиста | 1 | В период 8-12 февраля 2016 | |
8 | Зачем быть грамотным? Распространенные ошибки устной и письменной речи. Работа корректора | 1 | В период 1-4 марта 2016 | |
9 | Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста. Часть 1 | 1 | В период 21-25 марта 2016 | |
10 | Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста. Часть 2 | 1 | В период 11-15 апреля 2016 |
- Основные понятия и участники издательского дела и редакционной деятельности
Участники издательского дела и редакционной деятельности: издательства, типографии, распространители, торговые сети, агентства; генеральный директор, главный редактор, арт-директор (креативный директор) коммерческий директор, специалист по рекламе и PR, специалист по распространению, выпускающий редактор, шеф-редактор, служба цветокоррекции и пре-пресс, руководители проектов, редакторы, корреспонденты (обозреватели), верстальщики, дизайнеры, корректоры.
Техника и технологии производства печатных СМИ.
Основные понятия: журналистский текст и его жанры, редактура, правка, корректура, концепция издания, макет, рубрикатор, обложка, содержание, верстка и дизайн, целевая аудитория, тираж, периодичность, производственный график выхода, тайминг работ, раскладка, паспорт издания.
Домашнее задание: найти в своем регионе информацию о конкурсах для начинающих журналистов, фотографов и дизайнеров.
- Структура современных средств масс-медиа. Корпоративная пресса
Структура современных средств масс-медиа: печатные, электронные. Корпоративная пресса как один из путей эволюции массовых печатных СМИ. Типология корпоративной прессы и других внутрикорпоративных средств коммуникации.
Информационная безопасность прессы. Законодательство в сфере СМИ.
Домашнее задание: найти в своем регионе как можно больше компаний, выпускающих корпоративные СМИ, привести их примеры.
- Конкуренция на рынке печатных СМИ. Как продвигать свое издание?
Конкуренты печатных СМИ: Интернет, ТВ, печатные СМИ. Борьба печатных СМИ в жесткоконкурентной среде за целевые аудитории – читателей и рекламодателей. Средства PR-продвижения: выставки и конференции, различные встречи и контакты с читателями (горячие линии, круглые столы, опросы и т. п.), предложения рекламодателям о сотрудничестве, информационное спонсорство, сайт и т. д.
Домашнее задание: придумать, продумать и провести PR-мероприятие по продвижению своего школьного издания.
- Что такое качественная пресса? Основные принципы ее создания
Журналистика факта и журналистика мнения. Объективность как один из факторов качества. Важность четкого определения целевой аудитории и соответствующей концепции издания. Общая композиция издания, рубрикатор. Жанровое разнообразие. Привлечение именитых авторов и экспертов. Профессиональная фотосъемка и обработка фотографий. Инфографика. Актуальные дизайн и верстка.
Домашнее задание: найти пять (как минимум) примеров некачественных печатных СМИ, привести аргументацию.
- «Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок
Минимально необходимые технические средства и режимы их работы. Особенности съемки различных объектов и событий (фоторепортаж, предметная съемка, портретная съемка и т. д.). Композиция кадра. Важность эмоциональной составляющей фотосюжета. Необходимые технические параметры фотографий и их обработка для печатного издания.
Использование рисунков в печатных СМИ. Типы стилистики рисунков. Коллаж, фотоколлаж. Технические средства создания компьютерного рисунка. Совмещение профессий художника и дизайнера (и фотографа).
Важность четкого технического задания для фотографа, художника. Структура ТЗ. Подготовка участников съемки.
Разбор ошибок школьных изданий.
Домашнее задание: 1) сделать и представить эмоциональный фоторепортаж с делового мероприятия (родительского собрания, педсовета и т.п.); 2) презентовать работу вашей редакции в виде коллажа (по желанию – с элементами рисунка).
- Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика
Отличия верстки и дизайна. Возможности объединения в одном лице работы верстальщика и дизайнера. Перспективы профессии.
Минимально необходимые характеристики компьютера верстальщика и дизайнера (память и мощность). Пакет программ для издательской техники (программы InDesign версии 6 и ниже, Photoshop, программы для создания векторной графики – Illustrator, работа с текстами в Word’е).
Начало работы над изданием – создание макета на основе концепции и рубрикатора совместно с редактором. Использование канонов эстетики и удержания внимания читателя. Цветовое решение (с учетом фирменного стиля заказчика). Возможное число шрифтов и их размеры. Сетка. Обложка.
Дизайн и верстка конкретной полосы (разворота) в рамках макета: центр композиции, правила переносов текста, «воздух» и т. д. Инфографика и ее разновидности. Источники вдохновения.
Разбор ошибок школьных изданий.
Домашнее задание: провести работу над ошибками трех любых материалов своего издания с точки зрения верстки и дизайна.
- Профессия журналиста
Кругозор и образование журналиста. Профессиональная этика, компетентность и квалификация. Субъективность журналиста. Работа журналиста с источниками. Авторитеты прошлого и настоящего сферы публицистики. Психология профессии. Плюсы и минусы журналистской профессии.
Как прийти в профессию? Высшие и средние учебные заведения. Конкурсы для начинающих журналистов, фотографов и дизайнеров. Пресс- и PR-службы. Школьные редакции. Блогосфера.
Домашнее задание: 1) найти в своем федеральном округе профессиональные учебные заведения по издательскому делу, журналистике; 2) найти и охарактеризовать как можно больше примеров людей, пришедших в профессиональную журналистику из других сфер.
- Зачем быть грамотным? Профессионализм журналиста и редактора. Распространенные ошибки устной и письменной речи. Работа корректора
Грамотность как фактор карьерного роста и публичного уважения и доверия. Журналист как «учитель» аудитории. Канцеляризмы, наукообразные и прочие слова и выражения, часто употребляемые в повседневной речи и печатных текстах. Наиболее распространенные ошибки и их исправление.
Работа корректора: вычитка текстов в текстовом редакторе, исправление ошибок, в том числе стилистических; вычитка в верстке, сверка внесенных правок. Основные правила грамотной верстки.
Разбор ошибок школьных изданий.
Домашнее задание: сделать корректорскую правку трех разных материалов своих изданий.
- Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста
«Раскрутка» информационного повода. Приемы усиления текста и привлечения внимания читателя (конфликт, типичная ситуация, «сенсация», заголовок и его типы, лидер-абзац и его виды, факты и цифры).
Структура текста (заголовок, подзаголовок, лидер-абзац, подзаголовки, врезы, комментарии и т. д.).
Разбор особенностей наиболее распространенных жанров. Индивидуальный стиль разных изданий.
Публицистический стиль, использование выразительных средств: образов, юмора, разговорных выражений, неполных вопросов и ответов, фразеологических оборотов, крылатых выражений и т. д. Отказ от причастных и деепричастных оборотов, штампов, заимствованных слов. Применение прилагательных. Построение предложения, фразы, абзаца. Общая и частная логика текста. Переработка официальных документов и прямой речи в журналистский текст.
Редактура и написание текстов в программе Word.
Разбор ошибок школьных изданий.
Домашнее задание: найти и исправить структурные, логические и стилистические ошибки как минимум трех разных текстов своих изданий.
Курс читает Черкасова Александра Гелиевна, руководитель проекта Фонда поддержки образования «Издательский дом», специалист по корпоративной прессе и PR.