Курсы повышения квалификации в формате ВКС для педагогов и школьных библиотекарей «Библиотечное и школьное краеведение»
Объём курса: 72 часа
Девиз: «Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Ведь мы говорим «от всей души» или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура».
Лихачёв Д. С. Краеведение и экология культуры / Д. С. Лихачёв // Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Ленинград, 1989. – С. 560.
Цель курса: содействие выполнению задач ФГОС, включение краеведческих знаний в преподавание дисциплин различных циклов на всех этапах школьного образования и внеурочной деятельности, а также работу школьной библиотеки, центров дополнительного образования; информационно-библиотечная поддержка деятельности образовательной организации по реализации Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан России.
В результате освоения курса учителя и библиотекари научатся :
- обучение использованию Конструктора сайтов школьных библиотек, созданию сайта школьной библиотеки как одного из элементов корпоративной «Образцовой библиотеки» – проекта Гимназического союза России Фонда поддержки образования;
- самостоятельному расширению знаний в области краеведения и поклонного туризма;
- поиску, анализу и использованию краеведческих ресурсов различных типа в урочной и внеурочной деятельности ;
- организации и реализации краеведческих проектов, в том числе проектов в области поклонного туризма;
- поддержанию социального партнёрства с организациями различных типов и специалистами разных областей;
- организации сетевого взаимодействия со специалистами библиотек, музеев и иных образовательных организаций;
- созданию комплексных общешкольных планов краеведческого просвещения и поклонного туризма;
- созданию информационно-краеведческой продукции учебного назначения и дополнительного образования, а также включение краеведческой деятельности в различные разделы общешкольного годового плана (годовую циклограмму школьных мероприятий);
- внедрению инновационной деятельности, как в учебный процесс, так и в деятельность библиотеки.
Целевая группа:
- специалисты школьных библиотек;
- учителя истории и обществознания;
- педагоги-организаторы;
- учителя начальной школы;
- педагоги основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ);
- педагоги дополнительного образования;
- специалисты школьных музеев.
Ведущие идеи:
- Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное… (Д. С. Лихачёв)
- «Видеть, слушать, запоминать: как это важно!». «Прошлое и будущее становятся своими для человека» (Д. С. Лихачёв)
Автор идеи и программы
Ольга Рафаельевна Старовойтова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ,
член редакционных коллегий двух библиотековедческих журналов,
автор «Справочника школьного библиотекаря» и более 90 публикаций по вопросам деятельности школьных библиотек, краеведческой работы и вопросов чтения.
По результатам обучения будут проведены конкурсы на лучшую краеведческую страницу сайта школьной библиотеки, лучшее эссе и лучшие проекты.
Материалы победителей названных мини-конкурсов будут опубликованы и представлены на сайтах профильных организаций.
Наличие двух побед из трех возможных обеспечивает бесплатное обучение (72 часа) при изучении 2-й части курса в 2015/2016 учебном году.