Всероссийская образовательная Программа «Гимназический союз России»

Паспорт Программы «Гимназический союз России» на 2013 – 2018 годы

(вариант для обсуждения партнерами Фонда поддержки образования)

 

Ответственный исполнитель Программы Фонд   поддержки образования
Педагогическая   концепция Программы Основу   педагогической концепции программы составляет открытое образование -  концепция    нового качества образования, для которого   характерны следующие ценностные и технологические доминанты:

  •  ориентация на жизнь  в открытом и меняющемся мире;
  •   диалог    и терпимость как ценности демократического сознания;
  •  гражданская активность и ответственность   как основание для развития  страны и   достижение благополучия общества;
  •  образование как средство личностной   самореализации  и достижения социального   успеха;
  • ценностное  равенство различных источников   образования (уважительное отношение к личному опыту ученика как   источнику образования);
  • проблемный и   информационно-исследовательский подход в образовании как средство и   цель;
  • ценность для становления человека   эмоционально окрашенных событий в образовательном процессе;
  • образование   как средство созидания и образование за счет созидательной (деятельной)   активности;
  • ценность  совместной деятельности и общения;
  • гарантия   педагогической помощи и поддержки человеку в проблемных ситуациях.
Участники Программы ПАРТНЕРЫ Фонда:Государственные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ГИМНАЗИИ

Государственные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ЛИЦЕИ

Государственные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ШКОЛЫ (Федеральные или региональные   экспериментальные  площадки,   стажировочные площадки, инновационные образовательные учреждения)

Муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ГИМНАЗИИ

Муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ЛИЦЕИ

Муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ШКОЛЫ (Федеральные или региональные   экспериментальные  площадки,   стажировочные площадки, инновационные образовательные учреждения)

Нетиповые государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения

ГОУ Кадетские корпуса

МОУ Кадетские корпуса

МОУ кадетские школы

Муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)   общеобразовательные учреждения – ШКОЛЫ (гимназии, лицеи) с кадетскими классами

ГОУ Суворовские училища

Педагогические колледжи

Профессиональные колледжи

ГОУ Региональные информационно — педагогические   центры

ГОУ дополнительного образования детей

ГОУ Региональные институты развития образования

ГОУ Региональные институты развития образования и   повышения квалификации педагогических кадров

ФГБОУ ВПО «Санкт–Петербургский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет»

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

ООО «Институт образовательных ресурсов и   технологий»

ОАО «ФПК»

Фонды. Общественные организации.

Программы:

Международный Фонд им.Эйлера

Международная общественная организация «Информация   для всех»

Программа «Школьная лига РОСНАНО»

Международные Партнеры

СОШ №8 им. А.С. Пушкина (г. Ереван)

Академия повышения квалификации и непрерывного   педагогического образования г. Херсон (Украина)

Цели Программы
  1.   Обеспечение высокого качества российского образования   в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами   развития российского общества и экономики.
  2.   Повышение   эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного   социально ориентированного развития страны.
  3.   Реализация уставных целей:
  •   поддержка деловых и творческих инициатив,   социально-культурных традиций и инноваций в системе образования, реализация   социально значимых долгосрочных образовательных проектов;
  •   создание экономических предпосылок для развития   системы образования Российской Федерации и повышения эффективности ее   функционирования;
  •   международное сотрудничество в сфере образования,   в том числе содействие Болонскому процессу;
  •      развитие   и укрепление научно-технической и материальной базы учреждений системы   образования с целью реализации потенциала наиболее активной и образованной   молодежи;
  •   активное внедрение в образование современных   информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми и молодежью и   повышения квалификации педагогических кадров в регионах Российской Федерации;
  •   поддержка работников сферы образования, студентов   и учащихся учебных заведений.
Задачи Программы
  1.   Выстроить систему гарантии   бережного отношения к культурному и   историческому наследию системы российского гимназического образования.
  2.   Обеспечить    устойчивый характер  развития   современных гимназий и лицеев и формирование педагогической элиты   профессионального сообщества через организацию деятельности «Гимназического   союза России».
  3.   Создать методическую, технологическую и   научно-педагогическую базу для самостоятельного функционирования гимназий и   лицеев в качестве образовательных ресурсных центров[1]   в различных регионах России.
  4.   Разработать и реализовать систему мер по усилению   влияния российских гимназий и лицеев на формирование стратегии развития   российского образования, способствующую становлению гражданского общества.
  5.   Формирование гибкой, подотчетной обществу системы   непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий   потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности   социально-экономического развития Российской Федерации;
  6.   Участие в создании современной системы оценки   качества образования на основе принципов открытости, объективности,   прозрачности, общественно-профессионального участия;
  7.   Участие в разработке критериев и показателей оценки   эффективности деятельности учителя, руководителя, образовательного   учреждения.
  8.   Обеспечение эффективной системы по социализации,  самореализации и развитию потенциала   подрастающего поколения.

 

Программно-целевые инструменты Программы 1. Видеоконференцсвязь   как коммуникационный и    технологический  образовательный   ресурс  нового поколения;2. Сетевое   партнерство образовательных учреждений в рамках деятельности направлено:

  • на выработку   согласованной стратегии развития;
  • на   формирования общих стандартов качества гимназического образования;
  • возрождение   нравственных ценностей отечественного образования;
  • на совместное   использование различных ресурсов (политического, правового, кадрового,   технологического, информационного, финансового) развития.

3.   Проекты и целевые Программы «Гимназический союз России», партнеров Фонда,   направленные на решение актуальных для Российского образования проблем,   содержательное и технологическое обогащение гимназического образования;

4.   Научно-методическое сотрудничество с Федеральными университетскими центрами и   высшей школой;

5.  Новый имидж лицея и гимназии — имиджевая   политика, самоопределение и позиционирование феномена гимназического и   лицейского образования как социокультурной ценности  в условиях функционирования Государственной   программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.,   модернизации Российской школы и перехода на федеральные государственные   образовательные стандарты второго поколения;

6.   Развивающаяся инфраструктура    деятельности Фонда, направлена на обеспечение  деятельности  и    оперативный информационный обмен.

7. Система   повышения квалификации  должна стать   сетевым ресурсом для педагогов и администраторов  гимназий и лицеев;

8. Форум   Гимназического союза — ежегодный сбор партнеров Союза, проводимый  в виртуальном или реальном пространстве,   направлен на выработку общей стратегии развития, подведение итогов  деятельности, обмен опытом, поощрение   лидеров проекта.

В рамках Форума  представляется  и обсуждается единый информационный   Публичный доклад «Гимназического союза России».

Целевые   группы Программы
  1.   Дети;
  2.   Педагоги;
  3.   Управленцы;

Вторичные   целевые группы:

  1.   Родители   (семьи школьников);
  2.   Гражданское   общество в целом.
Критерии  отбора проектов и подпрограмм Программы
  •   проект (целевая программа) может быть инициирован   любым партнером  программы;
  •    проекты   предполагают ценностное и целевое согласование с  данной программой;
  •    инициативные проекты (программы)   предполагают  совместное  ресурсное обеспечение (вклад инициатора);
  •    проекты   (программы) должны быть  востребованы в   сообществе и ориентированы на широкое открытое распространение в сети   гимназического союза;
  •   проекты    (программы) должны быть     согласованы с действующими образовательными стандартами и программами,   направлены на опережающее развитие;
  •   проекты (программы) должны отвечать критериям   технологичности, открытости, направленности на достижение новых результатов   качества.[2]
Подпрограммы и проекты Программы Проекты, реализуемые Фондом   поддержки образования:Проект 1. «Сетевое   сообщество сельских школ России» (Волгоградская область)

Проект 2. Ассоциация   школьных СМИ «Гимназического союза России»

Проект 3. Пресс-центр   Фонда поддержки образования

Проект 4. «Земля наш общий   дом» (совместно с партнерами -  ФПК, РГГМУ)

Проект 5. «Страницы   истории за страницами школьного учебника».

Проект 6. «Актуальное   чтение: ресурс развития»

Проект 7. «Корпоративная   библиотека «Гимназического союза России»

Проект 8. «Как это   по-русски»

Проект 9. «Виртуальный   русский музей»

Проект   10. «Успешное чтение»:   научно-методическое сопровождение образовательных проектов по формированию и   развитию  читательской культуры   современных школьников (совместно с партнерами — СПбГУ, РГПУ им. А.И.Герцена)

Проект   11. «Педагогическая   компетентность»: система повышения квалификации педагогических кадров в   режиме ВКС и дистанционного обучения. (совместно с партнерами — СПбГУ, РГПУ   им. А.И.Герцена, Школьная Лига РОСНАНО)

Проекты, реализуемые   партнерами Фонда [3]:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание   обучающихся:

Проект   1. Литературно-педагогический  конкурс    «Добрая лира» (ГОУ Лицей №590г.   Санкт-Петербург)

Проект 2. Ассоциация   городов воинской славы (МОУ «Лицей №11″ г.Великие Луки)

Проект 3. Всероссийский   поэтический фестиваль «Из рая детского житья…»(ГБОУ Республики Марий Эл   «Гуманитарная гимназия Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»   г.Йошкар-Ола)

 

Организация   профильного обучения в ОУ:

Проект 4. Политехническое   (инженерное) образование в школе (МОУ Майинский лицей   с.Майя)

Проект 5. Организация   профильного и предпрофильного обучения на основе индивидуальных учебных   планов (ИУП) учащихся (Многопрофильный   лицей г.Вятские Поляны)

 

Исследовательская и   проектная деятельность в школе:

Проект 6. Открытые   Сабанеевские эколого-краеведческие чтения   (МОУ   Гимназия № 3 г.Ярославль)

Проект 7.   Научно-практическая конференция старшеклассников «Молодые исследователи» (ГОУ   Гимназия № 11 г. Санкт-Петербург)

Проект   8. Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ   обучающихся «Истоки» (ГБУ ОШИ ГЖГИ, с. Елыкаево)

 

Модели и алгоритм введения ФГОС:

Проект   9. Организация образовательной среды Гимназии при   введении ФГОС ООО   (МОУ «Гимназия №164″ г. Зеленогорск)

 

Сетевое взаимодействие школ:

Проект 10. Сетевой педсовет (ГОУ Гимназия № 11 г. Санкт-Петербург)

Проект 11. Создание единого печатного органа   членов «Гимназического союза России» (МБОУ   гимназия №35 г.Тольятти)

 

Особенности   педагогического и психологического сопровождения учащихся:

Проект 12. Успешный ученик   –  результат профессиональной   компетентности педагога (МАОУ Гимназия №4 г.   Великий Новгород)

Проект 13. Одаренные дети в   Москаленском лицее (МОУ   «Москаленский лицей» р.п.Москаленки)

Проект 14. Текстовое   пространство как методология гуманитарного образования (МБОУ гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орел)

Проект 15. Проект «Global Knowledge» (МОУ гимназия №38 г.Тольятти)

Целевые индикаторы и показатели   Программы Число   сеансов ВКС за учебный год в разрезе принятого рейтинга тем[4];Число   сеансов ВКС в разрезе участия в них целевых групп Программы;

Число   сеансов ВКС различных форматов (мастерская лучшего учителя, интерактивное   практическое занятие, интегрированный сеанс, бинарный сеанс);

Число   принявших участие в сеансах ВКС образовательных учреждений, не являющихся   официальными партнерами Фонда;

Количество проектов   (подпрограмм), реализованных образовательными учреждениями-членами Программы   «Гимназический союз России»;

Количество проектов   (подпрограмм), реализованных Фондом поддержки образования;

Результаты интерактивных опросов   на сайте Фонда;

Число выданных сертификатов   государственного образца о повышении квалификации на основе лицензий   партнеров Фонда, организующих курсы повышения квалификации педагогических   работников;

Количество сертификатов,   выдаваемых Фондом поддержки образования, по категориям:

- сертификат участника Программы   «Гимназический Союз России»;

- сертификат партнера Фонда   поддержки образования;

- сертификат Особого  партнера Фонда поддержки образования;

- сертификат Эксперта Фонда   поддержки образования;

- сертификат учителя/педагога;

- сертификат учащегося.

Сроки и этапы реализации   Программы Срок реализации Программы ГСР –   2013 — 2018 годыПервый этап – 2013-2015 годы:

1)        функционирование в штатном режиме по различным   вопросам образовательной деятельности,

2)        содержательное наполнение пилотного проекта «Сетевое   сообщество сельских школ России» (на территории Волгоградской области),

3)        проектирование развития Программы «Союз национальных   гимназий» на территории СНГ (Казахстан, Украина),

4)        апробация технологии дистанционных курсов повышения   квалификации с применением системы ВКС,

5)        повышение эффективности работы открытых региональных   студий за счет вовлечения новых членов Гимназического союза России, не   оборудованных системой ВКС;

Ожидаемые результаты:

1)        проведение не менее 350 ВКС-сеансов по рейтингу,   определенному по результатам опроса членов «Гимназического союза России»,

2)        постоянное функционирование не менее 6 дистанционных   курсов Повышения квалификации педагогических работников,

3)        разработка проекта сегмента   информационно-образовательной сети для Казахстана и подключение к ней не   менее 4 школ,

4)        разработка проекта ИОС и адресной программы для   Украины,

5)        переход на региональное расписание ведения сеансов   ВКС,

6)        формирование сотрудничества между учреждениями ВПО и   Сетевым сообществом сельских школ России,

7)        включение в состав Гимназического союза Росси не   менее 200 ОУ;

Второй этап – 2015-2017 годы:

1)        функционирование в штатном режиме по различным   вопросам образовательной деятельности,

2)        перевод пилотного проекта «Сетевое сообщество   сельских школ России» в режим постоянного функционирования как   самостоятельной подпрограммы Программы «Гимназический союз России»,

3)        привлечение новых участников из СНГ (Молдавия,   Белоруссия).

Ожидаемые результаты:

1)        Включение в состав «Гимназического союза России» не   менее 5 ОУ стран СНГ.

Третий этап – 2017-2018 годы:

1)        функционирование в штатном режиме по различным   вопросам образовательной деятельности,

2)        проектирование Программы «Гимназический союз России»   на 2019-2024 гг.

Ожидаемые   результаты:

1)      Разработанная Программа «Гимназический союз России»   на 2019-2024 гг.

Объемы целевых ассигнований (в   виде пожертвований и благотворительности) Программы Прогнозный объем финансирования   Государственной программы (в ценах соответствующих лет) за счет средств  до 5 млн. рублей ежегодно.
Ожидаемые результаты   реализации  Программы В   результате реализации программы:Будет теоретически обоснована и апробирована на   практике инновационная  модель сетевого взаимодействия как   одного из

приоритетов модернизации отечественного   образования. Характерными свойствами данной модели являются:

  •   единая среда   взаимодействия;
  •    междисциплинарные связи;
  •    нелинейный характер взаимодействия;
  •    открытая форма информационного обмена с   внешней средой.

Предложен алгоритм менеджериальных решений, построенный на следующих   принципах современного  сетевого   взаимодействия:

  •   автономный   статус каждого субъекта;
  •   добровольный   характер участия в решении общей задачи;
  •   постоянная   доступность материалов совместной деятельности для всех субъектов сети;
  •   наличие   соответствующей технической поддержки;
  •   визуализация   процесса участия.

Освоен и проанализирован   опыт образовательных учреждений,   включенных в формат сетевого взаимодействия, как вида совместной   инновационной деятельности на уровне всех субъектов образовательного процесса   и социальных партнеров школы,    направленной на повышение качества образования через обмен опытом,   совместную разработку и использование научно-методических ресурсов на основе   информационно-коммуникационных технологий.

Будет проанализирована   корреляция инновационной активности членов ГСР с такими показателями как:

Повысится эффективность взаимодействия   педагогической науки и практики благодаря оперативному обмену  идеями, результатами исследований и   опытно-экспериментальной работы в режиме инновационной деятельности

Методы анализа качества независимая экспертиза   проектной документации,   проверка   соответствия  результатов проектов   программно-целевым ориентирам;независимый   сетевой рейтинг мероприятий проектов и программ;

открытая   экспертиза (массовые опросы партнеров проекта о качестве и востребованности   проектов, программ, продуктов фонда);

создание   оперативной обратной связи в рамках форума и сайта проекта;

создание   оперативной обратной связи в режиме ВКС;

ежегодный  диагностический анализ  влияния    Фонда на качество    гимназического образования.

 

Индикаторы   качества  рост   востребованности ключевых ресурсов (ВКС-событий, конференций, семинаров);рост числа и   качества   образовательных   инициатив  партнеров;

экономическая   эффективность программ и проектов;

позитивная   динамика в оценке средств массовой информации (мониторинг СМИ);

рост числа   проектов, направленных на прямую образовательную поддержку учащихся;

рост   ресурсного обеспечения, привлеченного     самостоятельно партнерами к    деятельности фонда;

укоренение   традиций фонда;

активизация   представительской функции Фонда через участие во всероссийских и   международных конференциях в рамках    тематики приоритетных проектов Фонда.

Целевые  результирующие ориентиры К   2018 году предполагается:1. Включить в   состав  «Гимназического союза России»   не менее 600 гимназий, лицеев, школ и др., их объединений и других   образовательных учреждений, что позволит:

обновить   условия образования не менее 250 000 школьников;

повысить   квалификацию  не менее 10 000   педагогов;

2.   Включить в состав «Гимназического союза России не менее 10 школ стран СНГ;

3.   Охватить Программой «Гимназический союз России не менее 80и субъектов РФ;

4. Установить  системы    видеоконференцсвязи не менее чем в 450 образовательных   учреждениях,  разработать  согласованную систему  информационного обеспечения Гимназического   союза  с учетом возможностей  современных компьютерных сетей, что   позволит:

  •   включить в современный коммуникационный  процесс    в контексте обновляющегося содержания образования не менее 2 500   субъектов образовательного процесса ежемесячно;  за три года – не менее 75 000 человек;
  •   подключить к программам и проектам  гимназического союза России не менее 1000   школ – социальных партнеров гимназий-участников «Гимназического союза   России»;
  •   обеспечить высокий престиж и  востребованность всех информационных   ресурсов фонда по данным независимых агентств;
  •   повысить престижность   информационно-коммуникационной среды «Гимназического союза России»,   превратить ее в востребованный ресурс   развития для  органов   государственно-общественного управления образованием;

3. Разработать   учебно-методический комплекс нового поколения для Гимназического образования   в единстве учебных пособий, технологий, методик, материалов (не менее 100   крупных научно-методических и технологических разработок, получивших  общественное признание), что позволит:

  • действенно   влиять на повышение качества гимназического образования;
  • рост престижа   педагогической профессии;
  • развитие  продуктивного взаимодействия высшей и   средней школы.

4.   Издание методической серии    «Педагогическая библиотека    «Гимназического союза России» заложено с возможностью публикации,  в том числе, лучших работ учителей. Не   менее 10 выпусков.

 



[1] Под ресурсным центром понимается ОУ, представляющее региональную систему образования, оборудованное системой ВКС, активно участвующее в Программе «ГСР» и предоставляющее свою студию другим участникам региональной системы образования для проведения сеансов; а также реализующее свои собственные проекты, в том числе по повышению квалификации

[2] Проекты (программы) разрабатываются на период, не превышающий срок действия общей Программы Фонда.

[3] Список проектов Фонда и его партнеров может пополняться в процессе реализации Программы «Гимназический союз России».

[4] Рейтинг тем ВКС формируется по результатам опроса партнеров Фонда и публикуется в ежегодном отчете.