Курс лекций для редакций школьных СМИ

Курс предназначен для юных журналистов, фотографов, редакторов, дизайнеров и их кураторов-педагогов «Гимназического союза России». По окончании всем слушателям курса Фонд выдаст сертификаты, а самые талантливые станут аккредитованными журналистами и фотокорреспондентами проекта «Издательский дом».

В рамках курса запланировано 10 занятий в течение всего 2015-2016 учебного года.

Программа курса видео-занятий для редакций школьных СМИ.

  Тема Количество часов Дата проведения Примечание
1 Основные понятия и участники издательского дела и редакционной деятельности

 

1 6 октября 2015  
2 Структура современных средств масс-медиа. Корпоративная пресса

Конкуренция на рынке печатных СМИ. Как продвигать свое издание?

0,5

 

0,5

В период 19-23 октября 2015 В одном занятии — две темы
3 Что такое качественная пресса? Основные принципы ее создания

«Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок. Часть 1

0,5

 

0,5

В период 9-13 ноября 2015 В одном занятии — две темы
4 «Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок. Часть 2 1 В период 23-27 ноября 2015  
5 Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика. Часть 1 1 В период 7-11 декабря 2015  
6 Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика. Часть 2 1 В период 18-22 января 2016  
7 Профессия журналиста 1 В период 8-12 февраля 2016  
8 Зачем быть грамотным? Распространенные ошибки устной и письменной речи. Работа корректора 1 В период 1-4 марта 2016  
9 Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста. Часть 1 1 В период 21-25 марта 2016  
10 Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста. Часть 2 1 В период 11-15 апреля 2016  

 

  • Основные понятия и участники издательского дела и редакционной деятельности

Участники издательского дела и редакционной деятельности: издательства, типографии, распространители, торговые сети, агентства; генеральный директор, главный редактор, арт-директор (креативный директор) коммерческий директор, специалист по рекламе и PR, специалист  по распространению, выпускающий редактор, шеф-редактор, служба цветокоррекции и пре-пресс, руководители проектов, редакторы, корреспонденты (обозреватели), верстальщики, дизайнеры, корректоры.

Техника и технологии производства печатных СМИ.

Основные понятия: журналистский текст и его жанры, редактура, правка, корректура, концепция издания, макет, рубрикатор, обложка, содержание, верстка и дизайн, целевая аудитория, тираж, периодичность, производственный график выхода, тайминг работ, раскладка, паспорт издания.

Домашнее задание: найти в своем регионе информацию о конкурсах для начинающих журналистов, фотографов и дизайнеров.

  • Структура современных средств масс-медиа. Корпоративная пресса

Структура современных средств масс-медиа: печатные, электронные. Корпоративная пресса как один из путей эволюции массовых печатных СМИ. Типология корпоративной прессы и других внутрикорпоративных средств коммуникации.

Информационная безопасность прессы. Законодательство в сфере СМИ.

Домашнее задание: найти в своем регионе как можно больше компаний, выпускающих корпоративные СМИ, привести их примеры.

  • Конкуренция на рынке печатных СМИ. Как продвигать свое издание?

Конкуренты печатных СМИ: Интернет, ТВ, печатные СМИ. Борьба печатных СМИ в жесткоконкурентной среде за целевые аудитории — читателей и рекламодателей. Средства PR-продвижения: выставки и конференции, различные встречи и контакты с читателями (горячие линии, круглые столы, опросы и т. п.), предложения рекламодателям о сотрудничестве, информационное спонсорство, сайт и т. д.

Домашнее задание: придумать, продумать и провести PR-мероприятие по продвижению своего школьного издания.

  • Что такое качественная пресса? Основные принципы ее создания

Журналистика факта и журналистика мнения. Объективность как один из факторов качества. Важность четкого определения целевой аудитории и соответствующей концепции издания. Общая композиция издания, рубрикатор. Жанровое разнообразие. Привлечение именитых авторов и экспертов. Профессиональная фотосъемка и обработка фотографий. Инфографика. Актуальные дизайн и верстка.

Домашнее задание: найти пять (как минимум) примеров некачественных печатных СМИ, привести аргументацию.

  • «Читатель любит глазами». Качественный фоторяд и рисунок

Минимально необходимые технические средства и режимы их работы. Особенности съемки различных объектов и событий (фоторепортаж, предметная съемка, портретная съемка и т. д.). Композиция кадра. Важность эмоциональной составляющей фотосюжета. Необходимые технические параметры фотографий и их обработка для печатного издания.

Использование рисунков в печатных СМИ. Типы стилистики рисунков. Коллаж, фотоколлаж. Технические средства создания компьютерного рисунка. Совмещение профессий художника и дизайнера (и фотографа).

Важность четкого технического задания для фотографа, художника. Структура ТЗ. Подготовка участников съемки.

Разбор ошибок школьных изданий.

Домашнее задание: 1) сделать и представить эмоциональный фоторепортаж с делового мероприятия (родительского собрания, педсовета и т.п.); 2) презентовать работу вашей редакции в виде коллажа (по желанию — с элементами рисунка).

  • Чем отличаются верстка и дизайн? Современные средства и тенденции верстки и дизайна. Инфографика

Отличия верстки и дизайна. Возможности объединения в одном лице работы верстальщика и дизайнера. Перспективы профессии.

Минимально необходимые характеристики компьютера верстальщика и дизайнера (память и мощность). Пакет программ для издательской техники (программы InDesign версии 6 и ниже, Photoshop, программы для создания векторной графики – Illustrator, работа с текстами в Word’е).

Начало работы над изданием – создание макета на основе концепции и рубрикатора совместно с редактором. Использование канонов эстетики и удержания внимания читателя. Цветовое решение (с учетом фирменного стиля заказчика). Возможное число шрифтов и их размеры. Сетка. Обложка.

Дизайн и верстка конкретной полосы (разворота) в рамках макета: центр композиции, правила переносов текста, «воздух» и т. д. Инфографика и ее разновидности. Источники вдохновения.

Разбор ошибок школьных изданий.

Домашнее задание: провести работу над ошибками трех любых материалов своего издания с точки зрения верстки и дизайна.

  • Профессия журналиста

 

Кругозор и образование журналиста. Профессиональная этика, компетентность и квалификация. Субъективность журналиста. Работа журналиста с источниками. Авторитеты прошлого и настоящего сферы публицистики. Психология профессии. Плюсы и минусы журналистской профессии.

Как прийти в профессию? Высшие и средние учебные заведения. Конкурсы для начинающих журналистов, фотографов и дизайнеров. Пресс- и PR-службы. Школьные редакции. Блогосфера.

Домашнее задание: 1) найти в своем федеральном округе профессиональные учебные заведения по издательскому делу, журналистике; 2) найти и охарактеризовать как можно больше примеров людей, пришедших в профессиональную журналистику из других сфер.

  • Зачем быть грамотным? Профессионализм журналиста и редактора. Распространенные ошибки устной и письменной речи. Работа корректора

Грамотность как фактор карьерного роста и публичного уважения и доверия. Журналист как «учитель» аудитории. Канцеляризмы, наукообразные и прочие слова и выражения, часто употребляемые в повседневной речи и печатных текстах. Наиболее распространенные ошибки и их исправление.

Работа корректора: вычитка текстов в текстовом редакторе, исправление ошибок, в том числе стилистических; вычитка в верстке, сверка внесенных правок. Основные правила грамотной верстки.

Разбор ошибок школьных изданий.

Домашнее задание: сделать корректорскую правку трех разных материалов своих изданий.

  • Как заставить читателя прочитать вашу статью? Структура и стилистка текста

«Раскрутка» информационного повода. Приемы усиления текста и привлечения внимания читателя (конфликт, типичная ситуация, «сенсация», заголовок и его типы, лидер-абзац и его виды, факты и цифры).

Структура текста (заголовок, подзаголовок, лидер-абзац, подзаголовки, врезы, комментарии и т. д.).

Разбор особенностей наиболее распространенных жанров. Индивидуальный стиль разных изданий.

Публицистический стиль, использование выразительных средств: образов, юмора, разговорных выражений, неполных вопросов и ответов, фразеологических оборотов, крылатых выражений и т. д. Отказ от причастных и деепричастных оборотов, штампов, заимствованных слов. Применение прилагательных. Построение предложения, фразы, абзаца. Общая и частная логика текста. Переработка официальных документов и прямой речи в журналистский текст.

Редактура и написание текстов в программе Word.

Разбор ошибок школьных изданий.

Домашнее задание: найти и исправить структурные, логические и стилистические ошибки как минимум трех разных текстов своих изданий.

 

Курс читает Черкасова Александра Гелиевна, руководитель проекта Фонда поддержки образования «Издательский дом», специалист по корпоративной прессе и PR.

Запись опубликована в рубрике КПК и лекции. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий